«Зачем нам эта
математика?» – стонет школьник, а порой за ним и его родители. Ведь для решения
бытовых задач есть калькулятор. А для нелюбителей уроков русского языка –
компьютерный редактор. Так стоит ли напрягать мозги?
Посчитаем в уме
То, что занятия математикой
влияют на развитие ребёнка, подтверждено исследованиями учёных из Стэнфордского
университета. Отобрав группу самых обычных восьмилетних школьников, учёные в
течение шести лет регулярно проводили сканирование их головного мозга. У детей,
которые занимались математикой и со временем начали демонстрировать успехи в
этой области, структуры головного мозга значительно отличались. У них была
больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает людям выполнять
сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная и префронтальная
доли, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике,
тем сильнее оказалась активность в гиппокампе – отделе головного мозга,
отвечающем за консолидацию памяти, переход из краткосрочной в долгосрочную.
А всё начинается с
устного счёта, с которым сегодня беда не только у младших школьников, но часто
и у взрослых. Между тем посчитать в уме нужно не только для того, чтобы
скорректировать домашний бюджет. «Внутри счёта существуют сложные логические
операции: переходы через десяток, деление, разделение на группы, умножение. Всё
это в значительной степени связано с мышлением человека», – считает заведующий
кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор
психологических наук, профессор Александр Тхостов.
Думать на опережение
Эксперты утверждают,
что занятия математикой учат обобщать, находить закономерности и выстраивать
логические цепочки – важное умение для написания учебных работ да и просто для
решения каких-либо жизненных ситуаций.
Ещё один важный навык –
прогнозирование, о котором упоминалось выше, то есть умение просчитывать свои
шаги и поступки, видеть на несколько шагов вперёд.
Кроме того, занятия
математикой учат быстро соображать, работать одновременно сразу со многими
понятиями из разных областей, приучают понимать, а не зазубривать нужную
информацию, развивают абстрактное мышление.
Кстати, учёные в один
голос утверждают: отсутствие способностей к математике не более чем миф. На
самом деле головной мозг можно и нужно развивать хотя бы на школьных уроках.
Пишем грамотно
Ещё одно интересное
исследование, проведённое уже учёными Баскского центра по изучению сознания,
мозга и языка, доказало, что мозг ребёнка, умеющего читать и писать без ошибок,
работает более сложным образом, чем у неграмотного. У ребёнка, хорошо владеющего
грамотой, во время чтения и письма интенсивнее активируется зрительная кора
головного мозга и фонологическая область. У хорошо читающих детей увеличена
плотность серого вещества, отвечающего за обработку информации: распознавание
букв, их преобразование в звуки и осмысленные слова и фразы. Кроме того, учёные
обнаружили, что плотность белого вещества, отвечающего за связь между этими
долями, тоже возрастает по мере обучения грамотности.
Все эти исследования
приводят к вполне простому выводу: чем грамотнее ребёнок пишет, тем лучше будет
развиваться его мозг. Конечно, правильное написание слова можно посмотреть в
компьютере, но это уже тренировка пальцев, а не мозга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий